Мунк

Мунк
, Эдвард (Munch, Edvard) 1863, Лётен — 1944, Экели. Норвежский живописец. С 1881 учился в Королевской школе рисования в Христиании (Осло), затем в "Академии свободного света" Ф. Таулова (1884), в художественной школе Л. Бонна в Париже (1889—1890). В 1885—1909 много путешествовал, особенно часто посещал Германию, Францию, Скандинавские страны. С 1884 сблизился с богемными кругами Христиании, с писателями и художниками натуралистического направления. В его ранних работах, написанных в реалистической манере, отразились тяжелые впечатления детства, вызванные смертью матери (1868) и сестры (1877): Больной ребенок (1885—1886), Весна (1889, обе — Осло, Нац. галерея). При неоднократных посещениях Парижа (с 1885), знакомстве с художественной жизнью Франции Мунк освоил живописные принципы импрессионизма и постимпрессионизма и к нач. 1890-х выработал собственный стиль. Картины, созданные в период 1892—1902, были объединены художником в цикл под названием Фриз жизни. Замысел цикла (по определению художника, "поэма о жизни, любви и смерти") сложился под воздействием идей символизма, с которыми Мунк познакомился в кружке С. Малларме, а также учений Э. Сведенборга, С. Киркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, увлеченно обсуждавшихся в богемной среде Христиании. Близость к писательским кругам (А. Ю. Стриндберг, С. Пшибышевский, Г. Ибсен, С. Малларме) наложила печать литературности на творчество Мунка. В картинах Фриза жизни личный опыт и непосредственные впечатления художника — пейзажи Осгордстранда, портреты друзей и родных — претворились в обобщающие символические образы. В центральном полотне цикла Танец жизни (1889—1900, Осло, Нац. галерея) фигуры, олицетворяющие разные возрасты и типовые экзистенциальные состояния, движутся по роковому кругу. Лица, объятые страхом, тоской, любовным экстазом, ревностью, отчаянием, предстают как некие архетипы извечной драмы человеческого существования (Ревность, 1895, Берген, частное собрание; Дикий красный виноград, 1898—1900, Осло, Музей Мунка). В композициях Крик (1893, Осло, Нац. галерея), Тоска (1894, Осло, Музей Мунка), Танец на берегу (1900—1902, Прага, Нац. галерея) линии пейзажа расходятся от человеческих фигур концентрическими волнами, ритмично резонирующими импульсами, создавая ощущение психической ауры. Интенсивные цвета прорываются сквозь сумрачную тональность, наполняя ее внутренним свечением; извивающиеся мазки сливаются в мерное колыхание красочных масс. Темы Фриза жизни художник варьировал во множестве рисунков и гравюр, внося в них новые эмоциональные и смысловые оттенки (Крик, литография, 1895; Тоска, цветная литография, 1896). Искусство Мунка 1890—1900-х, будучи ярким выражением символистской эстетики, возвещает зарождение нового направления — экспрессионизма. В 1908 Мунк перенес нервный срыв, потребовавший лечения в клинике. Оправившись от болезни, приступил к работе над большим монументальным циклом для актового зала строящегося университета в Осло (1909—1911). Этот цикл, состоящий из 11 крупноформатных панно, ознаменовал значительные перемены в направлении творческих исканий художника. В университетском ансамбле царит эпический покой. Величественные ландшафты и аллегорические фигуры символизируют неразрывную связь истории с творческими силами природы. В композициях вертикального формата раскрывается тема животворной энергии любви, гармоничного единения мужского и женского начала (Источник, Сбор урожая, Новое сияние, Химия). В аллегориях История, Alma Mater пейзажные панорамы, восходящие ступенчатыми планами, охватывают фигуры людей наподобие амфитеатра. В 1916 Мунк приобрел дом в Экели, близ Осло, где провел последние десятилетия своей жизни, лишь изредка совершая поездки в столицу и другие европейские города. В 1910—1920-х он неоднократно обращался к символическим мотивам Фриза жизни (Звездная ночь, 1923—1924, Осло, Музей Мунка). В образах рабочего люда художник сближается с немецким экспрессионизмом энергией цвета, активностью живописной манеры (Рабочие, возвращающиеся домой, 1913—1915, Осло, Музей Мунка; Человек на капустном поле, 1916, Осло, Нац. галерея). Автопортреты Мунка имеют характер дневниковых записей: замкнутое, суровое лицо окружено множеством деталей интерьера, пейзажа за окном; скептический самоанализ сочетается с хроникой дня (Автопортрет у окна, ок. 1940; Автопортрет между часами и кроватью, 1940—1942, оба — Осло, Музей Мунка). Мунк создал множество произведений печатной графики (гравюры на дереве и на металле, литографии). Он работал также в театре (декорации к спектаклям М. Рейнхардта по пьесам Г. Ибсена), занимался литературным творчеством (Альфа и Омега, 1909).
Лит.: Стенерсен Р. Эдвард Мунк. М., 1972; Эдвард Мунк: Живопись. Графика / Авт.-сост. М. И. Безрукова. М., 1984; Сельц Ж. Эдвард Мунк. М., 1995; Benesh H. Edvard Munch. London; Koln, 1960; Busch G., Block H. Edvard Munch. Munchen, 1974; Messer Th. M. Edvard Munch. Koln, 1989.
В. Крючкова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Мунк" в других словарях:

  • Мунк — Мунк  фамилия. Мунк (дворянский род) Мунк, Адольф Фредрик (1749 1831)  фаворит шведского короля Густава III. Мунк, Анджей (1921 1961)  польский кинорежиссёр. Мунк, Виктор Александрович (1867 1929)  российский военный, генерал… …   Википедия

  • Мунк — (munch) Эдвард (1863, Лётен, Норвегия 1944, Экели, близ Осло), норвежский живописец, график, театральный художник, один из основоположников экспрессионизма; выразитель поэтики символизма. Родился в семье военного врача. Обучался в Кристиании… …   Художественная энциклопедия

  • Мунк — финляндский баронский и дворянский род, восходящий к XVI веку; баронское достоинство получил от короля шведского в 1778 году. Барон Иван Иванович М. (1795 1865) был генерал от инфантерии и вице канцлером Александровского университета. Род М.… …   Биографический словарь

  • МУНК — Герман (Hermann Munk, 1839 1912), выдающийся нем. физиолог, ученик Иоганнеса Мюллера, Дюбуа Реймона и Вир хова. С 1869 г. профессор физиологии Берлинского ун та. Основные работы М. посвящены теории нервного возбуждения («Unter suchungen… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Мунк А. — МУНК (Munk) Анджей (1921–61), польск. кинорежиссёр. В ф. Человек на рельсах (1957), Eroica (1958), Koсоглазое счастье (1959, в отеч. прокате Шесть превращений Яна Пищика ) в гротескной сатирич. и трагикомич. форме развенчиваются догмы… …   Биографический словарь

  • Мунк К. — МУНК (Munk) Кай (1898–1944), дат. драматург. Участник Движения Сопротивления. Драма в стихах Идеалист (1928), трактующая проблему добра и зла на библейском материале. Антифаш. пьеса Он сидит у тигля (1938), нац. ист. – Нильс Эббесен… …   Биографический словарь

  • Мунк Э. — МУНК Эдвард (1863–1944), норв. живописец и график. Характерные для поэтики символизма мотивы одиночества, тревоги, смерти, острая выразительность образов получают у М. трагич. звучание, предвосхищающее возникновение экспрессионизма ( Крик ,… …   Биографический словарь

  • Мунк Э. — Эдвард Мунк Дата рождения: 12 декабря 1863 год Место рождения: Экели, близ Осло, Норвегия Дата смерти: 23 января 1944 год …   Википедия

  • Мунк — I (Munk)         Анджей (16.10.1921, Краков, 20.9.1961, близ Освенцима), польский режиссёр. В 1951 окончил Государственную высшую школу кинематографии и театрального искусства (Лодзь). С 1949 оператор и режиссёр кинохроники: снимал фильмы:… …   Большая советская энциклопедия

  • Мунк, Адольф Фредрик — (швед. Adolf Fredrik Munck; 1749 1831) – граф, фаворит шведского короля Густава III. Родился 28 апреля 1749 г. в поместье Раутакюле в финской провинции Саволакс. Принадлежал к бедному дворянскому роду, известному с XVI в. Его отцом был… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»